Реставрация темперной живописи в Эрмитаже

В конце сентября началась очередная совместная программа Государственного Эрмитажа и компании Coca-Cola – конкурс молодых реставраторов «Сохраним культурное наследие вместе». Для представителей СМИ, среди которых, помимо других блоггеров, созвали пресс-конференцию о новой программе, а после провели экскурсию по эрмитажной лаборатории реставрации темперной живописи.

Далее смотрите фоторепортаж о том, как и в каких условиях реставраторы Эрмитажа воссоздают старинные произведения искусства, что представляет собой мастерская реставраторов и как представители Международного Клуба друзей Эрмитажа помогают легендарной сокровищнице мирового искусства.


Пресс-конференция прошла 28 сентября в зале заседаний Ученого Совета Государственного Эрмитажа. Ее провели Михаил Борисович Пиотровский, который с 1990 года руководит Эрмитажем, и директор по внешним связям компании “Coca-Cola” Анна Козловская.


Меценатская деятельность компании Coca-Cola по отношению к Государственному Эрмитажу за долгие годы переросла во взаимовыгодное сотрудничество. При этом некоторые журналисты видят в подобной деятельности компании исключительно скрытую рекламу, упуская из вида, сколько пользы для российской сокровищницы искусства и культурного наследия России она приносит. Михаил Пиотровский заметил, что чаще внимание общественности привлекают события носящие негативный характер, а о хорошем говорить у нас как будто не принято. Так, например, о работе реставраторов и судьбе реставрационных мастерских активно заговорили после того, как этим летом в московском Реставрационном центре имени Грабаря произошел пожар. Тем временем, в музейном сообществе происходит и не мало позитивного – готовятся новые талантливые кадры, раздаются гранты, реализуются проекты по сохранению культурного наследия.


Самым первым совместным проектом Государственного Эрмитажа и компании Coca-Cola, реализованным в 1993-1996 годах, стало оснащение необходимым оборудованием Лаборатории научной реставрации темперной живописи. Именно туда мы и отправились после пресс-конференции.


Экскурсию по лаборатории проводил художник-реставратор Николай Владимирович Малиновский. Он рассказал об особенностях реставрации темперной живописи, методиках восстановления полотен и повседневной кропотливой работе здешних мастеров.


Работа реставратора объединяет три времени: прошлое, настоящее и будущее. Она требует аккуратности и немалого терпения – на восстановление одного произведения искусства может уйти несколько лет, а порой и десятилетий.


Реставрация темперной живописи усложняется еще и тем, что слои темперных красок невозможно снять растворителем, так как они приготовлены на основе натуральных пигментов – на яичном желтке, соках растений и пр. Поэтому мастеру приходится постепенно соскабливать красочные слои с помощью скальпеля. Этот процесс, конечно же, трудоемкий, требующий больших затрат времени и специального оборудования – реставратор снимает более поздние слои краски глядя в микроскоп.

В избранное0
Другие статьи по темам
0 комментариев
Войдите чтобы писать комментарии